Уровни развития организации личности (по Н. МакВильямс)
Психотический | Пограничный | Невротический | |
Название фазы по Фрейду | Оральная | Анальная | Генитальная, Эдипова |
Фиксация на проблеме (по Э. Эриксону) | Первичная зависимость (доверие или недоверие) | Сепарация-индивидуация (автономия или стыд, сомнения) | Идентификация (инициатива или вина) |
Природа основных конфликтов | Экзистенциальная: жизнь или смерть, существование или уничтожение, безопасность или страх. Сомневается в своем праве на существование в качестве отдельной личности или не знаком с чувством существования. | Борьба между тотальным подчинением (уничтожение идентичности) и тотальной изоляцией (травмирующая покинутость) | Конфликт между вещами, которые желают и которых боятся |
Предпочитаемые защиты | Защиты первого порядка (довербальные, дорациональные): уход в фантазии, отрицание, тотальный контроль, примитивная идеализация и обесценивание, примитивные формы проекции и интродукции, расщепление, диссоциация. Когда слышит интерпретацию примитивной формы ощущений, беспокойство усиливается | Примитивные защиты (первого порядка): отрицание, противная идентификация, расщепление и т.п. Когда слышит интерпретацию примитивной формы ощущений, обнаруживает временную способность реагировать — беспокойство уменьшается | Защиты второго порядка, проявляются лишь во время сильного стресса: вытеснение (защиты первого порядка допустимы, но редки) |
Уровень интеграции идентичности | Не полностью уверены в собственном существовании, сконфужены по поводу того, кто они такие. Решают вопросы самоопределения, такие как концепция тела, возраста, пола и сексуальной ориентации. Описания себя и других невразумительны, поверхностны, конкретны или очевидно искажающие. | Ощущение собственного «я» полно противоречий и разрывов. Затруднения при описании собственной личности и других людей. Не отвечают конкретно или эксцентрично поверхностно (как психотики), но всегда уводят внимание от сложной природы своей личности. В отличие от психотиков, знают что идентичность существует и склонны к враждебной защите от вопросов о своей личности. | Высокий. Непротиворечивость поведения. Непрерывность собственного «я» во времени. Легко и многогранно описывают себя (темперамент, ценности, вкусы, привычки, убеждения, достоинства, недостатки). Описание других многогранно, показывает понимание сложного, но согласованного ряда свойств, составляющих личность человека. |
Адекватность тестирования реальности | Не укоренены в реальности, далеки от общепризнанных в их культуре представлений о ее природе. Не может отличить внутреннее от внешнего. Из-за борьбы с экзистенциальным ужасом не остается сил на исследование и оценку реальности. Характерны галлюцинации, бред, алогичные решения | Когда с ними правильно беседуют, демонстрируют понимание реальности вне зависимости от тяжести симптомов | Надежный контакт с реальностью. Небольшая потребность в неправильном понимании вещей. Терапевт не чувствует давления, заставляющего смотреть на жизнь через искажающие линзы. |
Способность наблюдать свою патологию | Неспособность отстраняться от своих проблем и относиться к ним бесстрастно, неспособность к самонаблюдению, трудности с абстракцией. Отсутствует внутреннее различение между Эго , Суперэго и Ид, между участвующим и наблюдающим эго. | Нет доступа к наблюдающему эго. Допускает, что другие люди могут найти его необычные черты странными. Способность наблюдать свою патологию сильно ограничена. Приходят на терапию с жалобами на панические атаки, депрессию или болезни, «связанные со стрессом» или по просьбе других — но не для того, чтобы изменить свою личность, а чтобы «перестать получать травмы» или «избавиться от критики». | Патология эго-дистонна или быстро становится таковой. Рано демонстрируется способность к «терапевтическому расщеплению». Проблем рассматриваются как «препятствия к любви и работе» (Фрейд) |
Особенности переноса и контрпереноса | Отчаянно нуждаются в основных человеческих отношениях и получении надежды. Контрперенос положителен: родительский протекционизм, могущество и эмпатия. Очень похож на материнские чувства к ребенку до 1,5 лет. | Невозможно создать рабочий альянс, полезные (по мнению терапевта) интервенции встречаются враждебно. Постоянный конфликт приближения- отдаления (отделения-регресса). терапевт воспринимается либо как полностью плохой, либо как полностью хороший. Контрпереносы сильные и выводящие из равновесия — либо чрезмерное сочувствие, либо чрезмерная карательность. Чувства напоминают таковые у вымотанной матери двухлетнего ребенка | Ощущение прочного рабочего альянса |
Особенности терапии | Поддерживающая психотерапия. 1) создание атмосферы психологической безопасности. Доказать, что терапевт отличается от примитивных образов враждебных и всемогущих авторитетов, на которых застрял человек. Не интерпретировать, а действовать отлично от этих образов. Простые коммуникации. Комментарии относительно созидательных аспектов даже самых причудливых симптомов. Неунижающий подход. Безусловная эмоциональная искренность, открытость и понятность. Вести себя авторитетно, но не авторитарно. 2.) Воспитание пациента. Просветительская роль, нормализация жизненных забот. 3) Привязка тревоги к определенным стрессам. Интерпретация в первую очередь чувств и жизненных стрессов, а не защит | Экспрессивная психотерапия: развитие целостного, надежного, комплексного и позитивно значимого ощущения самих себя. 1) Установление постоянных условий терапии. Сам процесс установления условий — это уже терапия. Не уходить из поля зрения, работать лицом к лицу. 2) проговаривание контрастных чувственных состояний. Комментирование чем реже, тем лучше (только для поддержания внимания), лаконично и эмоционально сжато. Интерпретация должна быть оговорена как возможная дополнительная информация о пациенте. 3) Интерпретация примитивных защит. Без связи с фигурами из прошлого (генетической интерпретации). Интерпретировать природу чувств. 4) Получение супервизирования от пациента. 5) Поддержка индивидуации и препятствие регрессии. 6) Интерпретация в состоянии покоя. 7) Внимательное отношение к контрпереносу. | Устранение бессознательных препятствий для получения удовлетворения в любви, работе и развлечении. «Освобождение» (Фрейд), поиск тяжелой правды о себе. Подходит любой терапевтический подход. Важна дистанция и эмоциональная отстраненности для исследования переносов. |
Прокомментировать
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.